Особенности обучения выполнения элементов в группе

Основными элементами группового исполнения являются передачи гири партнеру. В программах мастеров спорта передачам гирь отводится примерно 70% времени выступления, а остальное время — синхронному и асинхронному исполнению элементов индивидуального исполнения.
Обучение передачам лучше начинать после того, как каждый спортсмен группы достаточно хорошо овладеет элементами индивидуально. Например, после освоения прямой перекидки очень быстро спортсмены осваивают прямую передачу в стойке рядом и передачи в растянутой встречной стойке; передачу через голову — после освоения броска и перекидки через голову; боковые передачи — после боковых бросков и перекидок и т п.


Обучение передачам в парах.
В парах исполняются:
1. Прямые передачи.
2. Боковые передачи.
3. Челночные и встречные передачи.
4. Передачи через голову.
5. Передачи между ног.
6. Сброс — передачи.
7. Отдельные передачи.
Прямые передачи выполняются только в стойке рядом. Основой элемента (главным движением) является подбрасывание гири вверх с небольшим смещением в сторону партнёра. При разучивании передачи этому движению уделяется основное внимание. Гиря должна быть передана так, чтобы партнёр свободно, без лишних движений, не сходя с места, мог её поймать (принять) любым способом.
Боковые передачи выполняются в растянутой стойке. Главным движением в этом элементе является пробрасывание гири из замаха сбоку в сторону партнёра. Техника подбрасывания гири при выполнении боковой передачи и боковой перекидки, исполняемой индивидуально, сходны, потому разучивание передачи происходит по тому же принципу, что и боковой перекидки. Прямая и боковая передачи относятся к наиболее простым и доступным элементам для разучивания, поэтому осваиваются сравнительно легко и быстро. Более сложной является боковая передача сзади в растянутой противосторонней стойке. Основная сложность заключается в том, что главное движение при передаче гири — перебрасывание партнёру — выполняется неестественным движением туловища и плеча. Во избежании травм спешить при разучивании этого элемента не следует. Лучше освоить его с очень лёгкой гирей, хорошо запомнить движение и только после этого переходить к усложнённому варианту исполнения.
Методика обучения та же, что и при разучивании боковых перекидок в индивидуальном (одиночном) исполнении.
Челночные и встречные передачи не относятся к сложным по исполнению и освоению элементам. Главное движение (основа) элемента сходно с главным движением при выполнении прямых бросков и перекидок. Единственным и незначительным отличием является лишь то, что подбрасывание выполняется не строго вверх, а вперёд — вверх. Принципы разучивания те же, что и при разучивании прямых бросков. В начале разучивания передачи спортсмены обычно допускают характерную для этого элемента ошибку — спешат придать гире вращение, что значительно осложняет партнёру приём гири даже «в захват». При передаче гиря должна вращаться «от себя». Если челночная или встречная передача выполняются за плечо партнёра, то вращение должно быть «от себя». Принимающий гирю спортсмен при выполнении этого элемента поворачивается на 180°, и такое вращение дужки будет наиболее удобным для приёма гири.
Вначале нужно научиться передавать (бросать) гирю партнёру с плавным (замедленным) вращением дужки. По мере освоения элемента дальность, высота передач и количество оборотов дужки увеличиваются.
При выполнении встречных передач (одна гиря — навстречу другой), особенно с большим количеством оборотов гири (2–3), важное значение имеет умение спортсменов мгновенно переключаться от одного действия на другое. Например, при выполнении встречных передач даже в паре. Вначале каждый спортсмен сосредотачивает внимание на точности передачи с определенным количеством оборотов гири и сразу же должен быть готовым принять «летящую» гирю от партнёра. Эти два совершенно разные действия выполняются очень быстро, поэтому умению быстро «переключаться» при обучении уделяется большое внимание.
Для предупреждения травм при обучении необходимо соблюдать следующие правила:
1. Делать передачу только тогда, когда партнёр видит действия передающего и готов к приёму гири.
2. Не делать усложнённые передачи без предупреждения об этом партнёра, принимающего гирю, или в случае неготовности партнёра к приёму такой передачи.
3. Не пытаться принимать гирю, переданную по неправильной траектории или с неопределённым количеством оборотов.
При разучивании других передач в паре также уделяется основное внимание главному движению (основе) элемента. В передаче через голову — это перебрасывание гири через голову, в передаче по дуге — пробрасывание гири по полуокружности (дуге) и т. д.
Передача через голову обычно выполняются в растянутой право- , левосторонней стойке в паре. Главное движение (основа) элемента сходно с главным движением прямых бросков и перекидок, поэтому разучивание передачи через голову лучше начинать после освоения этих элементов. При выполнении передачи через голову, в отличие от выполнения прямого броска, гиря подбрасывается не строго вверх, а со смещением её назад в сторону партнёра.
Наиболее приемлемыми в этой передаче способами вращения дужки являются «открытый от себя», «углом от себя» и «углом горизонтально». Другие способы вращения трудны для исполнении и приёма гири партнером.
Обучение этим и другим передачам в парах (см. «Передачи в парах») происходит по тому же принципу, что и выполнение элементов одиночного исполнения: вначале — имитация и запоминание главного движения элемента, затем — выполнение в упрощенном варианте (с лёгкой гирей с малой амплитудой и т. д.). По мере освоения передач их выполнение усложняется по вышеизложенным принципам.
Особенности обучения элементам в четверках
Характерными элементами для четвёрок являются передачи в стойках в «квадрате» и «ромбике». В этих стойках могут выполняться самые различные элементы: одновременные передачи по квадрату, передачи по диагоналям «квадрата» и «ромбика», синхронные и асинхронные передачи попарно и самые различные смешанные передачи (см. «Передачи в четверках»).
При синхронном исполнении элементов в четвёрке (и не только) большое значение имеет чувство ритма, которым в равной степени должен обладать каждый спортсмен группы. Поспешность или задержка одного спортсмена при выполнении элемента заметно нарушает выступление всей группы. Проведение занятий под специально подобранное музыкальное сопровождение способствует воспитанию чувства ритма и поддержанию синхронности исполнения.
При синхронном исполнении элементов лучше смотрится группа, если спортсмены подобраны примерно одинакового роста и телосложения.
Для поддержания синхронности исполнения элементов важно не только чувство ритма, но и умение спортсменов выполнять их с одинаковой высотой подбрасывания и траекторией движения гири. Для ограничения высоты подбрасывания гири при обучении обычно применяется натяжение шнура. Спортсмены сначала по отдельности осваивают определенную высоту, затем — группой синхронно, без шнура. Бросать гирю лучше вдоль шнура.
Выполнение элементов в четвёрках лучше начинать после того, как достаточно хорошо будут освоены элементы индивидуального (одиночного) исполнения и в парах, придерживаясь принципов доступности и постепенности, т. е. от простого — к сложному.
Большинство элементов, выполняемых в четвёрках, и, особенно, одновременные передачи по диагонали, требуют повышенного внимания и готовности быстро переключаться от одного группового действия к другому. С целью профилактики травм при обучении этим элементам нужно больше выполнять имитационных движений в группе, хорошо представлять свои действия и действия партнёров. Усложнять элементы следует только по мере их освоения, без спешки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Все права защищены © 2017 Энциклопедия спорта. Самоучитель профессионального спортсмена